Крестья́нская война́ в Герма́нии (нем. der Deutsche Bauernkrieg — «крестьянская война») —народное восстание в Центральной Европе, прежде всего, на территории Священной Римской империи в 1524—1526 годах.
Крестьянская война в Германии была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции. Конфликт, происходивший в основном в южных, западных и центральных областях современной Германии, также затронул соседние Эльзас,
Австрию и Швейцарию, достиг пика весной-летом 1525 года, когда в
событиях участвовало около 300 000 крестьян-повстанцев. По современным
оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.
Причины восстания
1. Было вызвано ущемлением экономических и правовых интересов крестьян
феодалами (рост платежей и повинностей, уменьшение
альменды, ограничение автономии и самоуправления сельских
общин) в условиях быстрого развития товарно-денежных
отношений.
Требования самих
крестьян ярко выступали в самых разнообразных программах, которые
появлялись в то время в огромном числе — особенно в так именуемых
«двенадцати статьях» и в знаменитом Гейльброннском проекте.
«Двенадцать
статей», которые увидел свет в 1524 году под названием «Основательные и
истинные основные статьи, где полагают себя обиженными все селяне и
сельские сотрудники духовных начальств», были таким себе манифестом от
крестьян, который объединял требования подавляющего большинства.
Требования таковые были вполне умеренны и очень справедливы, они
основывались главным образом на священном Писании. Совсем не затрагивая
вопросов устройства общества, авторы вопрошали лишь о свободе
евангелической проповеди, отмене крепостного права, а также устранения
самых тяжелых повинностей феодалов и уничтожения тех привилегий, которые
существенно угнетали народные массы.
Гейльброннский проект
составили специальная комиссия, состоящая из депутатов, под сильным
воздействием Гиплера и Вейнганда. Основная концепция данного проекта
состояла в том, чтобы освободить крестьян из-под дворянской власти, с их
вознаграждением лучшими имуществами церкви, а также реформа судов, на
основе выборного и общесословного начала. Вместе с данным главными
требованиями и все существующее крестьянское движение может быть
поделено на три основных местных движения:
- в юго-западной части Германии, откуда и пошла та самая программа «двенадцати статей», предводителем восстания стал Мюллер из Бульгенбаха;
- второй район, где самой знаменитой стала гейльброннская программа, захватывал собой Франконию от городов Ротенбурга и Бенсгейма до местечек Вюрцбурга и Таубера: тут положением дел руководили Метцлер и рыцарь Берлихинген;
- дальше к северной части, до Тюрингии и Саксонии, в восстании крестьян огромную роль играли анабаптистские порывы, а основным зачинщиком был Мюнцер.
Итак, три основные программы Крестьянской войны:
- Статейное письмо — революционная концепция перехода власти к обыкновенному народу.
- Двенадцать статей — мирные воззрения и планы крестьян, смягчение гнета феодалов.
- Гейльбронская программа — та программа, которая выгодна рыцарству.
2. Огромное влияние на Крестьянскую войну оказала
Реформация, во многом изменившая мировоззрение
крестьянства, в т. ч. его отношение к церковным и светским
властям.
3. Важную роль в подготовке Крестьянская война сыграла
деятельность в конце XV - начале XVI веков тайных крестьянских
союзов «Башмак» и «Бедный Конрад». Основные очаги Крестьянской
войны находились в Швабии, Франконии, Эльзасе, Средней и
Юго-Восточной Германии.
Ход войны
Первые выступления крестьян начались летом 1524 года в Южном Шварцвальде.
К марту 1525 года восстание распространилось
на Верхнюю Швабию, где сформировалось 6 крупных вооруженных
крестьянских отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек.
На
собрании умеренной части руководителей Крестьянской войны в
городе Мемминген 6-7.3.1525 года было создано т. н. Христианское
объединение и принята программа «12 статей» (напечатана
19.3.1525 года), составленная писцом одного из отрядов
Себастьяном Лотцером и проповедником цвинглианства
Кристофом Шаппелером.
В программе подчёркивались мирные
намерения крестьян, их стремление к смягчению феодального
гнёта (упразднение личной зависимости, уменьшение
повинностей, восстановление свободного пользования
общинными угодьями и автономии сельских общин, право выбора
общиной священника и др.). Большинство требований
обосновывалось ссылками на Евангелие
и «божественное право».
Члены Христианского объединения
25.3.1525 года заключили в городе Ульм перемирие с выступившим
против крестьян Швабским союзом 1488-1534 годов, объединявшим
князей, рыцарей
и имперские города. В то же время радикально настроенная
часть восставших продолжала военные действия и захватила
несколько монастырей и замков.
В 1-й половине апреля 1525 года,
мобилизовав значительные силы и поставив их под командование
трухзеса (сенешаля) Георга фон Вальдбурга, Швабский союз
нанёс крестьянам ряд тяжёлых поражений, в т. ч. в битвах при
Лейгхайме (4 апреля) и Вурцахе (14 апреля).
Часть повстанцев 17.4.1525 года заключила с Вальдбургом Вейнгартенский договор, обязавшись сложить оружие в обмен на обещание властей удовлетворить некоторые из их требований.
Последним крупным успехом восставших в Швабии стало взятие города Фрайбург (23.5), но к концу июля сопротивление крестьян было почти полностью подавлено.
Часть повстанцев 17.4.1525 года заключила с Вальдбургом Вейнгартенский договор, обязавшись сложить оружие в обмен на обещание властей удовлетворить некоторые из их требований.
Последним крупным успехом восставших в Швабии стало взятие города Фрайбург (23.5), но к концу июля сопротивление крестьян было почти полностью подавлено.
Вейнгартенский договор позволил направить большую часть
войск Швабского союза во Франконию, где Крестьянская война
началась в конце марта 1525 года.
Восставшие захватывали и разрушали монастыри и замки, принуждали феодалов к признанию требований «12 статей». Действия повстанцев в этот период во многом основывались на новом программном документе - анонимном «Статейном письме» (обнародовано в начале мая 1525 года; составлено, по-видимому, ранее). Его автор исходил из принципа необходимости перехода власти к народу и отказывался от любых компромиссов с «господами» (светскими и церковными феодалами).
Восставшие захватывали и разрушали монастыри и замки, принуждали феодалов к признанию требований «12 статей». Действия повстанцев в этот период во многом основывались на новом программном документе - анонимном «Статейном письме» (обнародовано в начале мая 1525 года; составлено, по-видимому, ранее). Его автор исходил из принципа необходимости перехода власти к народу и отказывался от любых компромиссов с «господами» (светскими и церковными феодалами).
Во Франконии восставшим
удалось заручиться поддержкой ряда небольших городов, во
главе крестьян встали обедневшие рыцари Флориан Гейер и Гёц
фон Берлихинген.
Руководители повстанцев планировали собрать в мае 1525 года в городе Гейльбронн съезд делегатов от всех крестьянских отрядов. Специально для этого съезда была составлена Гейльброннская программа (авторы - глава полевой канцелярии одного из отрядов Вендель Гиплер и бывший городской казначей Фридрих Вейганд), выражавшая интересы не только крестьянства, но и бюргерства, а также рыцарства.
Программа предусматривала ряд преобразований, направленных на ограничение произвола князей и усиление власти императора: введение общеимперского законодательства, единой монеты, унификацию системы мер и весов, отмену внутренних таможенных пошлин, секуляризацию церковных имуществ в пользу рыцарства и др.
Вероятно, Гейльброннская программа должна была служить дополнением к «12 статьям», поэтому в неё вошло сравнительно немного собственно крестьянских требований (отмена личной зависимости, возможность выкупа феодальных повинностей за довольно крупный взнос).
Однако в связи с приближением войск Швабского союза съезд в Гейльбронне не состоялся. В июне 1525 года крестьянские отряды Франконии были разбиты в сражениях при Кёнигсхофене (2 июня) и при Ингольштадте (4 июня).
Началу Крестьянской войны в Средней Германии способствовала деятельность проповедников радикальных реформационных идей Томаса Мюнцера и Генриха Пфейффера.
Их сторонники в середине марта 1525 года взяли под контроль магистрат города Мюльхаузен, а затем захватили ряд городов, замков и монастырей.
Мюнцер призывал к участию в восстании горожан и горнорабочих, однако к крестьянам примкнула лишь незначительная их часть.
Войска ландграфа Филиппа Гессенского, применив артиллерию, разгромили основные силы восставших в битве при Франкенхаузене (15.5). К началу июня восстание в Тюрингии было окончательно подавлено.
Руководители повстанцев планировали собрать в мае 1525 года в городе Гейльбронн съезд делегатов от всех крестьянских отрядов. Специально для этого съезда была составлена Гейльброннская программа (авторы - глава полевой канцелярии одного из отрядов Вендель Гиплер и бывший городской казначей Фридрих Вейганд), выражавшая интересы не только крестьянства, но и бюргерства, а также рыцарства.
Программа предусматривала ряд преобразований, направленных на ограничение произвола князей и усиление власти императора: введение общеимперского законодательства, единой монеты, унификацию системы мер и весов, отмену внутренних таможенных пошлин, секуляризацию церковных имуществ в пользу рыцарства и др.
Вероятно, Гейльброннская программа должна была служить дополнением к «12 статьям», поэтому в неё вошло сравнительно немного собственно крестьянских требований (отмена личной зависимости, возможность выкупа феодальных повинностей за довольно крупный взнос).
Однако в связи с приближением войск Швабского союза съезд в Гейльбронне не состоялся. В июне 1525 года крестьянские отряды Франконии были разбиты в сражениях при Кёнигсхофене (2 июня) и при Ингольштадте (4 июня).
Началу Крестьянской войны в Средней Германии способствовала деятельность проповедников радикальных реформационных идей Томаса Мюнцера и Генриха Пфейффера.
Их сторонники в середине марта 1525 года взяли под контроль магистрат города Мюльхаузен, а затем захватили ряд городов, замков и монастырей.
Мюнцер призывал к участию в восстании горожан и горнорабочих, однако к крестьянам примкнула лишь незначительная их часть.
Войска ландграфа Филиппа Гессенского, применив артиллерию, разгромили основные силы восставших в битве при Франкенхаузене (15.5). К началу июня восстание в Тюрингии было окончательно подавлено.
В Эльзасе, где активно действовали
проповедники-анабаптисты, восстание началось в апреле 1525
года, к маю в него были вовлечены до 35 тысяч человек. Крестьяне
захватили город Цаберн, но потерпели неудачу при штурме
Страсбурга. Войска герцога Антуана Лотарингского осадили
Цаберн (16.5.1525 года) и вынудили повстанцев сдаться. Нарушив
условия перемирия, герцог приказал перебить 18 тысяч
крестьян (крупнейшее кровопролитие за всё время Крестьянской
войны).
Дольше всего Крестьянская война продолжалась в Юго-Восточной
Германии. В начале мая 1525 года в Зальцбургском
архиепископстве вспыхнуло восстание крестьян и горняков,
вскоре распространившееся на соседние Каринтию и Штирию.
Повстанцы нанесли поражение войскам эрцгерцога Фердинанда
(будущего императора Фердинанда I Габсбурга) в битве при
Шладминге (3.7; крупнейшая победа восставших в ходе
Крестьянской войны).
Архиепископ Зальцбургский был вынужден
согласиться частично удовлетворить требования восставших.
В
Тироле во главе крестьянских отрядов встал Михаэль Гайсмайр,
бывший секретарь архиепископа Бриксенского.
Восстание удалось
подавить лишь после ареста Гайсмайра в августе 1525 года.
Но уже в
октябре Гайсмайр совершил побег и укрылся в Швейцарии, где в
начале 1526 года составил программный документ «Земское
устройство» - план преобразования Тироля в республику.
«Земское устройство» предусматривало огосударствление
горнорудного дела, введение государственной монополии на
торговлю, освоение новых сельскохозяйственных земель,
ликвидацию монастырей и всех городов, за исключением
Бриксена и Триента (ныне Тренто), оказание помощи бедным за
счёт средств от сбора десятины.
Весной 1526 года Гайсмайр
возглавил новое восстание в Зальцбургском архиепископстве,
но потерпел поражение при Радштадте (2.7) и с остатками своих
сил отступил на территорию Венецианской республики.
Причины поражения
Несмотря на силу, стойкость, бесстрашие и мужество
повстанцев, их убили внезапный, неорганизованный, стихийный характер,
общая разрозненность, недостаточная сплоченность их выступлений, а также
существенная ограниченность кругозора множества представителей лишь
местными интересами, чрезмерная доверчивость людей к опытному и
жестокому противнику, их тактика обороны.
Последствия войны
1. Вслед за поражением
Крестьянской войны следовали ужасающий террор со стороны
феодализма, множественные пытки и жестокие казни участников такого
восстания, а также страшные штрафы и контрибуции, которые повсеместно
накладывались на немецкие деревни и поддерживающие тогда крестьян
города.
2. Поражение такого
восстания только лишь усилило строгую власть князей и гнет феодалов на
территории Германии, хотя во многих районах государства из опасений
свежего восстания господа решили немного уступить. Крестьянство на
несколько веков лишилось настоящих надежд на становление равенства всех
сословий.
В
целом, данная война, само собой, только усугубила положение дел
крестьян, так как очень ожесточенное и озлобленное дворянство с
особенным усердием стало обкладывать крестьян поборами и повинностями.
3. Опустошение
целых огромных областей, усилившееся распадение разных частей нации,
ослабление каких-либо стремлений к реформации, подавление жизни в
политической сфере, общее недоверие народа и его правительства — вот и
все печальные последствия такого неудачного.
4. Поражение Крестьянской войны подорвало политическое
значение сельских общин. В то же время в отдельных районах
Германии власти, стремясь не допустить новых крестьянских
выступлений, согласились на реализацию некоторых пунктов
программы «12 статей». Большинство умеренно настроенных
лидеров Реформации (включая Мартина Лютера и Филиппа
Меланхтона) отнеслись к Крестьянской войне резко отрицательно. В
памфлете «Против разбойничьих и грабительских шаек
крестьян» Лютер призвал власти беспощадно подавить мятеж. Тем
самым в ходе Крестьянской войны укрепились связи лютеранской
Реформации с князьями и городскими властями.
Давая в целом оценку характера Крестьянского востания, следует подчеркнуть, что это был потрясающий своими масштабами конфликт
в социуме переходного типа с доминирующими чертами средневековья, но в
котором, в плане Реформации, имелись и такие компоненты, которые
характерны для ранее существовавших буржуазных революций.
Одновременно с этим война осталась в мировой истории, да и, само собой, в истории всего немецкого народа настоящим символом героизма простых людей в борьбе за свободу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий