Аугсбургский мир — это договор, определяющий равноправие католиков и протестантов в германских княжествах Священной Римской империи. Был заключен 25 сентября 1555 года в Аугсбурге.
Договор был заключен в рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века.
Объявлялась всеобщая амнистия лицам, принадлежавшим к Аугсбургской конфессии (протестантам - лютеранам) и подвергшимся ранее судебным преследованиям. На свободное вероисповедание имели право лишь имперские сословия, но не среднее дворянство и города, подчиненные имперским князьям, т.е Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio («чья земля, того и вера») и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.
Cuius regio, eius religio
Итак, после заключения мира представители имперских сословий получили
право выбирать веру и менять ее по своему пожеланию. Это касалось
князей, курфюрстов и имперских рыцарей. Однако же остальных подданных
империи соглашение не касалось. Позднее такое положение дел
трансформировалось в принцип «Чья власть, того и вера».
История события
Обнародованные Мартином Лютером тезизы, направленные на прекращение
торговли индульгенциями, послужили началом Реформации. Спор Лютера с
католической церковью закончился его отлучением.
Предпосылки к заключению мира
До заключения Аугсбургского мира подписывалось несколько схожих
документов. Император Карл V в 1526 году даровал германским князьям
право выбирать вероисповедание в целях снижения волнений. Однако же
данное право было аннулировано спустя три года.
После, в 1530 году, Карл V созвал новый рейстаг в целях примирения
протестантов и католиков. Реформаторы представили 28 вероучений, ставших
позднее основными постулатами новой веры. Католики новое исповедание
отвергли, что привело к началу Шмалькальденской войны.
Ведение переговоров
Религиозный мир в Аугсбурге был заключен 25 сентября 1555 года.
Заседание рейхстага открылось в феврале и сопровождалось бурными
спорами. Председателем был король Римской империи Фердинанд 1 от имени
Карла V. На первый план собраний вышел религиозный вопрос. Протестантские
князья требовали соглашения, предоставившее бы свободу лютеранству и
способствовавшее бы изъятию церковных владений в пользу государства.
Католические представители оказались в слабой позиции, обусловленной
пассивностью императора и римского папы. Они были готовы узаконить
лютеранскую конфессию при условии сохранения статуса-кво в церковных
княжествах. Проект соглашения был составлен 21 июля 1555 года и
отправлен на утверждение.
После этого обсуждения еще продолжались. Протестанты пытались
добиться права выбора вероисповедания для каждого подданного Священной
Римской империи, а католики боролись за сохранение земель
Римско-Католической церкви. 21 сентября текст соглашения был утвержден
рейхстагом, а 25 подписан Фердинандом 1. Незадолго до этих событий Карл V
отрекся от престола, и договор начал действовать не с даты подписания, а
в 1556 году, после окончания процедуры отречения.
Условия соглашения
Соглашение имело компромиссный характер и было направлено на сохранение мира в биконфессиональном государстве.
Важным положением стало признание Лютеранства в качестве законного вероисповедания.
Однако же в договоре не было четко прописаны критерии, характеризующие новую веру. Под лютеранами понимались люди, исповедовавшие Аугсбургское исповедание 1530 года. Эта оговорка в дальнейшем позволила претендовать на легитимность кальвинистам. Католикам же получилось сохранить право на земли и узаконить так называемую «духовную оговорку», согласно которой, если католический священник решает перейти в лютеранство, то на его пост назначается католик.
Результаты подписания
Заключение соглашения обозначило итог реформации и узаконило раскол
церкви. Ранее осужденные на религиозных основаниях протестанты были
освобождены.
Значение аугсбургского мира в истории
Несмотря на наличие явных недостатков, подписание договора имело
большое значение для государства. В первую очередь, был выработан
законодательный механизм, регулирующий отношения между представителями
разных конфессий на одной территории. Также был положен конец
религиозным войнам.
Признав
лютеранство в качестве конфессии, равноправной с католицизмом,
Аугсбургское соглашение впервые в Европе выработало способ мирного
сосуществования нескольких вероисповеданий в рамках одного
государственного образования.
Благодаря этому была восстановлена работоспособность государственных институтов империи, в том числе рейхстага, имперского суда и самого поста императора, и сделан важный шаг на пути трансформации Священной Римской империи в соответствии с требованиями нового времени.
Сословия имперского общества получили гарантии сохранения своих прав, была достигнута относительная социальная стабильность. Система равновесия, заложенная Аугсбургским миром, позволила сохранять мир и спокойствие в Германии на протяжении более половины столетия (до начала XVII века).
В немецкой историографии Аугсбургский религиозный мир часто рассматривается как одна из важнейших общественно-политических вех в развитии страны и начало так называемой «конфессиональной эпохи», охватывающий период с 1555 года до Вестфальского мира 1648 года.
Благодаря этому была восстановлена работоспособность государственных институтов империи, в том числе рейхстага, имперского суда и самого поста императора, и сделан важный шаг на пути трансформации Священной Римской империи в соответствии с требованиями нового времени.
Сословия имперского общества получили гарантии сохранения своих прав, была достигнута относительная социальная стабильность. Система равновесия, заложенная Аугсбургским миром, позволила сохранять мир и спокойствие в Германии на протяжении более половины столетия (до начала XVII века).
В немецкой историографии Аугсбургский религиозный мир часто рассматривается как одна из важнейших общественно-политических вех в развитии страны и начало так называемой «конфессиональной эпохи», охватывающий период с 1555 года до Вестфальского мира 1648 года.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Все супер , просто и понятно. Большое спасибо за вашу деятельность.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отклик!
Удалить