Генрих VIII
Реформация
в Англии приняла несколько иную, нежели на континенте, форму. Здесь ее
инициатором стал сам король. Как мы уже могли убедиться, борьба местных
монархов с Римом имела давние традиции. Не стал исключением и Генрих
VIII. Настали иные времена, влияние папы ослабло, и потому очередной
виток борьбы за самостоятельную церковь в Англии увенчался полным
успехом.
Англия, как и другие страны, в начале XVI в.
зависела от Рима не только в духовном, но и в материальном смысле.
Церкви платили Риму налоги. Монастыри уже вообще не подчинялись даже
местной духовной власти. Однако в стране укреплялся абсолютизм, который,
как известно, не признает никаких Генрих VIII «государств в
государстве».
Король Генрих VIII, с личностью которого
связана государственная церковная реформация в Англии, родился в 1491 г.
Он был сыном короля Генриха VII, унаследовавшего престол по линии
Ланкастеров, и Елизаветы, дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков.
Таким образом, взошедший на престол в 1509 г. Генрих VIII олицетворял
собой союз домов Ланкастеров и Йорков и поэтому мог искренне полагать,
что является бесспорным королем милостью Божьей. Долгое время он был
полностью предан католической церкви и боролся с распространением
протестантизма в своей стране. В 1521 г. он лично написал «Утверждение
семи таинств против Мартина Лютера», за что благодарный папа удостоил
его титула «Защитник веры». Однако политическое развитие Англии и личные
причины вынудили короля изменить свои позиции.
Формальным
поводом для полного разрыва с папой послужила ситуация с разводом
Генриха VIII. Он был женат на вдове своего брата Екатерине Арагонской,
которая не смогла родить королю наследника. Генрих пожелал развестись с
Екатериной и жениться на фрейлине Анне Болейн. На это требовалось
специальное разрешение папы. Однако Климент VII отказал Генриху,
поскольку находился в союзе с родственником Екатерины Карлом V
Габсбургом и боялся его гнева. Могущественному первому министру Англии
кардиналу Томасу Булей не удалось договориться с понтификом, и в 1529 г.
Булей был отстранен от власти.
Тогда Генрих VIII поднял вопрос о разрыве с Римом. Он
обвинил всех священников католической церкви в том, что они подчиняются
приказам иностранного государства, т. е. Рима. Король предложил папе
даже в качестве компенсации уплатить 100 тысяч фунтов стерлингов и
признать его главой английской церкви. Поддержал Генриха и парламент.
Конвокации (высшие органы церковного управления провинциями)
Кентерберийская и Йоркская, представлявшие всю католическую церковь в
стране, без особого сопротивления удовлетворили это требование, но со
своей стороны просили короля ходатайствовать перед Папой Римским о
прекращении взимания налогов с англиканской церкви. Фактически, местные
церковные иерархи поддержали Генриха VIII в его разрыве с Римом. В
1531 г. католическое духовенство признало Генриха «Чрезвычайным
Покровителем и Верховным Государем и, в меру того, как это позволяет
закон Христа, даже Верховным Главой церкви Англии».
Впоследствии
разрыв был упрочен и узаконен рядом парламентских актов. С 1532 по
1534 г. было принято семь подобных постановлений. Например, Акт
условного ограничения церковных налогов, Акт об ограничении
апелляционных жалоб (прекращение юридических апелляций к Риму). Высшими
инстанциями правосудия провозглашались суд архиепископа Кентерберийского
и король. Акт церковных назначений передавал право назначения епископов
исключительно королю. Еще одно постановление парламента наделяло
архиепископа Кентерберийского правом освобождать от обетов (что имело
прямое отношение к делу об упомянутом разводе).
Последним актом из этой
серии стал Акт о супрематии (верховенстве), принятый 30 марта 1534 г.,
закрепивший за королем титул «главы церкви» (теперь уже без всяких
оговорок). Также Генрих получил право «инспектировать церкви, подавлять,
восстанавливать, реформировать, приказывать, сдерживать и поправлять
всякого рода ошибки, ереси и т. д.». Тем же актом устанавливалось право
престолонаследия за потомством Анны и Генриха.
23 мая
1533 г. новый архиепископ Томас Кранмер объявил союз Генриха с
Екатериной незаконным, пять дней спустя был заключен брак между королем и
Анной Болейн. 11 июля папа отлучил Генриха от католической церкви.
7 сентября Анна родила мужу дочку — будущую королеву Елизавету.
Надо
сказать, что женщина, которая фактически стала причиной всех этих
событий, впоследствии была отправлена мужем на эшафот. Затем был казнен
верный соратник короля Томас Кранмер, с еще одной женой Генрих развелся,
еще одну казнил, и только последняя пережила супруга.
В
1535 г. Генрих VIII объявил о всеобщей секуляризации монастырского
имущества. Значительная часть доходов от этого мероприятия была
отправлена не на церковное устройство, а на укрепление позиций монархии.
Кстати, многие крестьяне были недовольны такой реформой, поскольку они
арендовали у монастырей земли, а новые владельцы сгоняли их с насиженных
мест. Был дан толчок чудовищной экспроприации народных масс. Одним из
пострадавших от нововведений стал автор знаменитой «Утопии» лорд-канцлер
Томас Мор. Он выступал против разрыва с Римом, за что и был посажен в
Тауэр.
Англиканская церковь не сразу приняла
протестантские формы, некоторое время оставаясь по обрядам и вероучению
точной копией католической церкви, с той лишь разницей, что она не
подчинялась папе. Однако постепенно она была реформирована.
Усиливающаяся буржуазия требовала дешевой и доступной церкви. Реформу
начал осуществлять при преемнике Генриха Эдуарде VI сам архиепископ
Кранмер. В 1547 г. заседание парламента впервые было открыто мессой на
английском языке. В 1549 г. появился молитвенник Кранмера,
предписывавший порядок отправления таинств и других обрядов «согласно
традиции церкви в Англии». В течение следующих полутора столетий (до
«Славной революции») англиканская церковь приняла во многом
протестантскую форму.
Составленный при Елизавете I в
1571 г. англиканский «Символ веры», состоящий из 39 пунктов (членов),
определяет англиканство как «средний путь» между католицизмом и
лютеранством. Священное Писание признается основным источником
Откровения. Однако был сохранен католический догмат о спасении с помощью
церкви и одновременно принят лютеранский постулат спасения личной
верой.
Главой англиканской церкви является монарх;
фактически он назначает епископов. Примас англиканской церкви —
архиепископ Кентерберийский, за ним в иерархии церкви следует
архиепископ Йоркский. Значительная часть епископов является членами
палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению
парламента. Расходы по содержанию церкви в основном несет государство.
Кроме англиканской церкви в Англии, самостоятельные англиканские церкви
есть в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых
других странах.
ИСТОЧНИК...
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий