Виракоча - белый бог индейцев
Если кратко, то по одному из мифов кечуа Виракоча считался
первопредком, праотцом всех людей и творцом мира. Согласно варианту
космогонического мифа, Виракоча создал в озере Титикака солнце, луну и
звёзды.
Затем он с
помощью двух младших виракоч сделал из камня человеческие фигуры и по их
подобию создал людей, назначив каждому племени свою область.
Виракоча
и его помощники прошли по всей стране, вызывая людей из-под земли, из
рек, озёр, пещер. Заселив людьми землю, Виракоча уплыл на запад.
Тема
белых богов американских индейцев волновала ученых с тех самых пор, как
они познакомились со священными книгами разных народов Нового Света,
где в разных выражениях четко формулировалась роль неких носителей
культуры и знаний, пришедших в Новый Свет «из-за моря».
На Западе темой увлекся Грэм Хэнкок. Вот основные выводы ученого и писателя из книги «Следы богов»:
—
К моменту прибытия испанских конкистадоров империя инков простиралась
вдоль Тихоокеанского побережья и по высокогорьям Кордильер от нынешней
северной границы Эквадора по всей территории Перу и достигала на юге
реки Мауле в центральном Чили.
Удаленные
уголки этой империи соединялись протяженной и разветвленной сетью
дорог, к ним относились, например, две параллельные магистрали
«север—юг», одна из которых тянулась на 3600 км вдоль побережья, а
другая, такой же длины, через Анды. Обе эти великие магистрали были
вымощены и соединялись большим количеством поперечных дорог.
Любопытной
чертой их инженерного оснащения были подвесные мосты и прорубленные в
скалах тоннели. Они явно были продуктом развитого, дисциплинированного и
амбициозного общества.
Столицей
империи был город Куско, чье название на местном языке кечуа означает
«пуп земли». Согласно легенде, его основали Манко-Капак и Мама-Окло,
двое детей Солнца. Причем, хотя инки поклонялись богу Солнца Инти,
наиболее почитаемым божеством был Виракоча, чьи тезки считались авторами
рисунков Наска, а само его имя означает «морская пена».
Ни
один историк, однако, не в состоянии сказать, сколь древним был культ
этого божества к тому моменту, когда испанцы положили ему конец. Такое
впечатление, что он существовал всегда; во всяком случае, задолго до
того, как инки включили его в свой пантеон и построили посвященный ему
величественный храм в Куско, существовали свидетельства, что Великому
богу Виракоче поклонялись все цивилизации в долгой истории Перу.
В
начале XVI в., до того как испанцы серьезно взялись за уничтожение
перуанской культуры, в святейшем храме Кориканча стояло изображение
Виракочи. Согласно тексту того времени, «Анонимному описанию древних
обычаев туземцев Перу», мраморная статуя божества «прической,
телосложением, чертами лица, одеждой и сандалиями больше всего
напоминала святого апостола Варфоломея — так, — как его традиционно
изображали художники».
По
другим описаниям Виракоча внешне напоминал святого Фому. Следовательно,
он мог быть кем угодно, только не американским индейцем, поскольку у
них сравнительно темная кожа и редкая растительность на лице. Густая
борода и светлая кожа Виракочи скорее наводят на мысль о его
неамериканском происхождении.
Кто
же послужил прообразом Виракочи? Через многие предания народов Андского
региона проходит таинственная фигура светлокожего бородатого «старца». И
хотя в разных местах его знали под разными именами, везде в нем можно
узнать одного человека — Тики Виракочу, Морскую Пену, знатока науки и
чародея, обладателя страшного оружия, который пришел в беспокойные, еще
допотопные времена, чтобы навести в мире порядок:
«Внезапно
явился, придя с Юга, белый человек высокого роста и властного
поведения. Он обладал такой великой силой, что превратил холмы в долины,
а долины — в высокие холмы, заставлял потоки течь из скал...»
Испанский летописец, записавший эту легенду, объясняет, что слышал ее от индейцев, с которыми он путешествовал в Андах:
«Они
слышали ее oт своих отцов, которые, в свою очередь, узнали о ней из
песен, пришедших из глубокой древности... Они говорят, что этот человек
проследовал по горам на Север, совершая по пути чудеса, и что они больше
никогда его не видели.
Говорят,
что во многих местах он учил людей, как жить, при этом разговаривал с
ними с большой любовью и добротой, побуждая их быть хорошими и не
причинять вреда или ущерба друг другу, но любить друг друга и проявлять
милость ко всем. В большинстве мест его называли Тики Виракоча...»
Еще его называли Кон-Тики, Тунупа, Таапак, Тупака, Илла. Он был ученым, непревзойденным архитектором, скульптором и инженером.
«На
крутых склонах ущелий он устраивал террасы и поля, и поддерживающие их
стены. Он создавал также оросительные каналы... и ходил в разных
направлениях, творя много разного».
В
своем «Своде преданий инков» испанский летописец XVI в. Хуан де
Бетансос утверждает, например, что, согласно индейцам, «Виракоча был
высоким бородачом, одетым в длинную белую рубаху до полу, перепоясанную
на талии».
— Утверждают,
что Виракоча положил начало золотому веку, о котором последующие
поколения вспоминали с ностальгией, — продолжает Г. Хэнкок. — Причем все
легенды сходятся на том, что он проводил свою цивилизаторскую работу с
великой добротой и, по возможности, избегал применения силы:
доброжелательные поучения и личный пример — вот основные методы,
которыми он пользовался, чтобы вооружить людей техникой и познаниями,
необходимыми для культурной и производительной жизни.
Особенно
ему ставили в заслугу, что он внедрил в Перу медицину, металлургию,
земледелие, животноводство, письмо (позднее, по словам инков, забытое) и
понимание сложных основ техники и строительства.
На
меня сразу произвело впечатление высокое качество каменной кладки инков
в Куско. Однако по мере того как я продолжал свои исследования в этом
старом городе, я с удивлением понял, что далеко не всегда так называемая
кладка инков выполнена именно ими. Они действительно были мастерами
обработки камня, и многие памятники Куско, несомненно, их рук дело.
Однако,
похоже, что часть замечательных построек, приписываемых по традиции
инкам, могла быть воздвигнута более ранними цивилизациями, есть
основания считать, что инки часто выступали в роли реставраторов, а не
первостроителей.
Что
касается высокоразвитой системы дорог, соединяющих отдаленные части
империи инков, то они, как известно, являлись параллельными
магистралями, идущими с севера на юг, одна — параллельно побережью,
другая — через Анды: всего свыше 20 тыс. км дорог с покрытием.
Но
дело в том, что не сами инки строили их, они только ремонтировали
покрытия, поддерживая их в надлежащем виде. И никто до сих пор не смог
надежно датировать возраст этих удивительных дорог, не говоря уже об
авторстве...
Говорят, что то были какие-то рыжеволосые люди из двух родов, верные воины («уаминка») и «сияющие» («айуайпанти»).
Нам
ничего не остается, как обратиться к преданиям, сохраненным хронистом
Хосе де Акостой в его «Естественной и нравственной истории индейцев»:
«Они
много упоминают потоп, который случился в их стране... Индейцы говорят,
что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто
Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где по сей день можно
видеть развалины древних и очень странных строений, а оттуда перебрался в
Куско, с чего и началось преумножение рода человеческого...»
«Великий
бог-создатель Виракоча решил создать мир, где мог бы жить человек.
Сначала он сотворил землю и небо. Затем взялся за людей, для чего
вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хорошо,
но через некоторое время гиганты передрались и отказались работать.
Виракоча решил, что должен их уничтожить. Одних он вновь обратил в
камень... остальных он погубил в великом потопе».
Весьма
похоже на откровения Ветхого Завета. Так, в шестой главе Библии (Бытие)
описано, как еврейский Бог, недовольный своим творением, решил его
уничтожить. И интригующе звучит здесь фраза: «В те времена на земле жили
гиганты...» Могла ли быть какая-нибудь связь между гигантами, которых
еще предстоит открыть в библейских песках Ближнего Востока, и великанами
из легенд доколумбовых индейцев?
—
И вот перед нами труд Гарсильясо де ла Веги, сына испанского
аристократа и женщины из семьи правителя инков, «Истории государства
инков», — продолжает свой рассказ Хэнкок. — Его считали одним из самых
надежных летописцев и хранителем преданий народа, к которому
принадлежала его мать.
Он
трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания
еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что
верили глубоко и убежденно:
«После того, как потоп отступил, в стране Тиауанако появился некий человек...»
Этим
человеком был Виракоча. Завернутый в плащ, сильный, благородной
наружности, он шествовал с неприступной уверенностью в себе по самым
опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с
небес. Индейцам казалось, что он появлялся из ниоткуда.
В
истории о Виракоче просматриваются любопытные параллели с мифом о
перипетиях Осириса, древнеегипетского бога смерти и воскрешения.
Наиболее полно этот миф изложен у Плутарха, который рассказывает, что
эта загадочная личность принесла своему народу дары цивилизации, обучила
его многим полезным ремеслам, покончила с людоедством и человеческими
жертвоприношениями и даровала людям первый свод законов.
Несмотря
на значительные расхождения между преданиями, египетский Осирис и
южноамериканский Тунупа-Виракоча имеют, как ни странно, следующие общие
черты: оба были великими просветителями; против обоих был организован
заговор; оба были сражены заговорщиками; оба были упрятаны в некое
вместилище или сосуд; обоих бросили в воду; оба поплыли по реке; оба в
конце концов достигли моря («морская пена»...)
Не
говорит ли это — в который раз! — о едином допотопном мире, для
которого Атлантика не являлась непреодолимым препятствием и в котором
социальные, экономические и этнокультурные связи осуществлялись гораздо
более интенсивно, чем мы можем себе представить? И Виракоча был одним из
посланцев и тружеников этого мира, безвозвратно ушедшего, но
оставившего загадочные следы.
Источник ➝
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий