Эдикт был
составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и
утверждён в Нанте. Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Принятие Нантского эдикта
К концу столетия всем стало ясно, что это противостояние превращается
в дурную бесконечность, и король Генрих IV, в недавнем прошлом один из
лидеров гугенотов, в 1593 году принявший католицизм, в 1598 году
подписал в Нанте эдикт о веротерпимости, по условиям которого
кальвинисты оказались уравнены в правах с католиками, получивший у
историков название Нантский Эдикт, по названию города где был принят.

anonymous: Portrait of Henry IV of France
Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля.
Он явился первой попыткой создания своего рода
декларации прав подданных французской монархии независимо от
их конфессиональной принадлежности.
Издав Нантский эдикт, Генрих IV продолжил политику религиозного примирения, которую безуспешно пытались вести последние короли из династии Валуа (эдикты Карла IX, Генриха III и др.). Нантский эдикт объявлял официальной религией католицизм, возвращал католической церкви конфискованные за время войны земли, но вместе с тем предоставлял французским гугенотам свободу вероисповедания.
Издав Нантский эдикт, Генрих IV продолжил политику религиозного примирения, которую безуспешно пытались вести последние короли из династии Валуа (эдикты Карла IX, Генриха III и др.). Нантский эдикт объявлял официальной религией католицизм, возвращал католической церкви конфискованные за время войны земли, но вместе с тем предоставлял французским гугенотам свободу вероисповедания.
По условиям Нантского Эдикта гугенотам разрешалось
иметь собственные военные силы; король оставил в их руках около 200
крепостей и замков — как он сам заявил, на случай, если его преемникам
вздумается вновь притеснять гугенотов.
Положения Нантского эдикта с большим или
меньшим успехом действовали почти на протяжении столетия.
Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений, которые не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы.
Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский.
Итак, Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам.
Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.
Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.
I. ... воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом...
Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. А также в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.
III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства... где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.
Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить...
Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности.
По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм.
Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм.
Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви.
Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
На протестантов налагалось
обязательство выплачивать десятину в пользуга лликанской
церкви (французско-католической) церкви, не работать во время
католических праздников; служители протестантских церквей (как
и католики) освобождались от несения военной
службы и тальи.
Изгнанники были возвращены на родину.
Более того, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет возможностью продления 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до этого времени (это содержалось непосредственно в секретных статьях). Гарнизоны содержались в нха счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан
Нантский эдикт встретил резкую оппозицию со стороны Рима и парламентов, некоторые затянули его регистрацию на несколько десятилетий. Парижский парламент зарегистрировал Нантский эдикт только после смены президента в 1599 годду, Руанский парламент - в 1610 году.
Нантский эдикт не удовлетворил также гугенотов, считавших уступки со стороны королевской власти недостаточными. Они требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Изгнанники были возвращены на родину.
Более того, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет возможностью продления 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до этого времени (это содержалось непосредственно в секретных статьях). Гарнизоны содержались в нха счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан
Последствия
Нантский эдикт встретил резкую оппозицию со стороны Рима и парламентов, некоторые затянули его регистрацию на несколько десятилетий. Парижский парламент зарегистрировал Нантский эдикт только после смены президента в 1599 годду, Руанский парламент - в 1610 году.
Нантский эдикт не удовлетворил также гугенотов, считавших уступки со стороны королевской власти недостаточными. Они требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Однако, на некоторое время Нантский эдикт все же обеспечил внутриполитическую стабильность во Франции.
При Людовике XIII

par Charles Beaubrun, en 1638
При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.
В 1620-х годах возобновились военные стычки на религиозной почве (вспомним «Трех мушкетеров»), но были быстро «умирены» — с некоторой модернизацией Нантского эдикта в пользу католиков.
Так, 27 сентября 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан- Эдикт в Але, повторявший статьи Нантского эдикта.
Однако, отменялись секретные статьи: при сохранении свободы вероисповедания протестантам запрещалось владеть городами-крепостями.
Отмена
После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным».
21 мая 1652 года: Людовик XIV заявил в декларации «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».
Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. Так, и получилось с итоге.
С 1661 года вновь начались религиозные гонения. Так, в 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви.
2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом.
17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье, убежденным противником протестантизма. Там было сказано, от имени короля, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви (это была ложь), но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.
21 мая 1652 года: Людовик XIV заявил в декларации «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».
Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. Так, и получилось с итоге.

Louis XIV, roi de France, par Vignon d'après Jean Ranc
С 1661 года вновь начались религиозные гонения. Так, в 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви.
2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом.
17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье, убежденным противником протестантизма. Там было сказано, от имени короля, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви (это была ложь), но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.
Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами. Папа Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела.
Начался массовый исход гугенотов из Франции. Последствия отмены Нантского Эдикта для страны в целом были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, даже в Россию и Америку, но больше всего в Голландию.
По материалам Интернета
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий