Поиск по этому блогу

понедельник, 6 июля 2020 г.

Нантский эдикт Генриха IV во Франции - 13 апреля 1598 года (ЕГЭ по истории)...


НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598 года - закон, подписанный французским королём Генрихом IV 13 августа 1598 года в городе Нант; за­вер­шил Ре­ли­ги­оз­ные (гу­ге­нот­ские) вой­ны во Фран­ции.


Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте. Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

 

 

Принятие Нантского эдикта

 

К концу столетия всем стало ясно, что это противостояние превращается в дурную бесконечность, и король Генрих IV, в недавнем прошлом один из лидеров гугенотов, в 1593 году принявший католицизм, в 1598 году подписал в Нанте эдикт о веротерпимости, по условиям которого кальвинисты оказались уравнены в правах с католиками, получивший у историков название Нантский Эдикт, по названию города где был принят.



anonymous: Portrait of Henry IV of France

Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля

Он явил­ся пер­вой по­пыт­кой соз­да­ния сво­его ро­да дек­ла­ра­ции прав под­дан­ных французской мо­нар­хии не­за­ви­си­мо от их кон­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти.

Из­дав Нантский эдикт, Ген­рих IV про­дол­жил по­ли­ти­ку ре­лигиозного при­ми­ре­ния, ко­то­рую без­ус­пеш­но пы­та­лись вес­ти по­след­ние ко­ро­ли из ди­на­стии Ва­луа (эдик­ты Кар­ла IX, Ген­ри­ха III и др.). Нантский эдикт объ­яв­лял официальной ре­ли­ги­ей ка­то­ли­цизм, воз­вра­щал ка­то­лической церк­ви кон­фи­ско­ван­ные за вре­мя вой­ны зем­ли, но вме­сте с тем пре­дос­тав­лял французским гу­ге­но­там сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния.

По условиям Нантского Эдикта гугенотам разрешалось иметь собственные военные силы; король оставил в их руках около 200 крепостей и замков — как он сам заявил, на случай, если его преемникам вздумается вновь притеснять гугенотов.

Положения Нантского эдикта с большим или меньшим успехом действовали почти на протяжении столетия.



Положения

 

 



Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений, которые  не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы.  

Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский 
Итак, Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам.  

Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.
I. ... воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом...


Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. А также в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.
III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства... где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.
Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить...


Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности.  

По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм.  

Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви.

Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и дОбинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de lEdit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
На про­тес­тан­тов на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­чи­вать де­ся­ти­ну в поль­зуга л­ли­кан­ской церк­ви (французско-католической) церкви, не ра­бо­тать во вре­мя ка­то­лических празд­ни­ков; слу­жи­тели про­тес­тант­ских церк­вей (как и ка­то­лики) ос­во­бо­ж­да­лись от не­се­ния во­енной служ­бы и та­льи.

Изгнанники были возвращены на родину.  

Более того, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет  возможностью продления 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до этого времени (это содержалось непосредственно в секретных статьях). Гарнизоны содержались в нха счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан


Последствия


Нантский эдикт встре­тил рез­кую оп­по­зи­цию со сто­ро­ны Рима и пар­ла­мен­тов, неко­то­рые за­тя­ну­ли его ре­ги­ст­ра­цию на несколько де­ся­ти­ле­тий.   Па­риж­ский пар­ла­мент за­ре­ги­ст­ри­ро­вал Нантский эдикт толь­ко по­сле сме­ны пре­зи­ден­та в 1599 годду, Ру­ан­ский пар­ла­мент - в 1610 году.




Нантский эдикт не удов­ле­тво­рил так­же гу­ге­но­тов, счи­тав­ших ус­туп­ки со сто­ро­ны ко­ро­лев­ской вла­сти не­дос­та­точ­ны­ми. Они требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Од­на­ко, на не­ко­то­рое вре­мя Нантский эдикт все же обес­пе­чил внут­ри­по­ли­тическую ста­биль­ность во Фран­ции.

При Людовике XIII

 

JJ_L13_1638_Beaubrun_37.jpg
par Charles Beaubrun, en 1638

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.


В 1620-х годах возобновились военные стычки на религиозной почве (вспомним «Трех мушкетеров»), но были быстро «умирены» — с некоторой модернизацией Нантского эдикта в пользу католиков.    

Так, 27 сентября  1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан- Эдик­т в Але,   повторявший статьи Нантского эдикта.

Однако, от­ме­ня­лись сек­рет­ные ста­тьи: при со­хра­не­нии сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния про­тес­тан­там за­пре­ща­лось вла­деть го­ро­да­ми-кре­по­стя­ми.




Отмена

После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным».  

21 мая 1652 года: Людовик XIV заявил в декларации  «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. Так, и получилось с итоге.


Louis XIV, roi de France, par Vignon d'après Jean Ranc




С 1661 года вновь начались религиозные гоненияТак, в 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви.

2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом.  

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье, убежденным противником протестантизма. Там было сказано, от имени короля, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви (это была ложь), но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.

Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами. Папа Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела

Начался массовый исход гугенотов из ФранцииПоследствия отмены Нантского Эдикта для страны в целом были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысячв Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, даже в Россию и Америку, но больше всего в Голландию.



По материалам Интернета


Комментариев нет:

Отправить комментарий