Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther [ˈmaɐ̯tiːn ˈlʊtɐ] 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. Считается одним из создателей немецкого литературного языка.
Биография (ранние годы)
Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он работал на медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1525 году Ганс завещает своим наследникам 1250 гульденов, на которые можно было купить поместье с землями, лугами и лесом.
В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.
В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств».
В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте.
В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.
Реформаторская деятельность
Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия
Виттенбергского университета Мартина Лютера.
31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Согласно выдвинутому Лютером
новому религиозному учению, светское государство должно быть не
зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать
посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника
христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ
святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество, авторитет папских
декретов. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера
призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против
общественного строя, с которым он был единым целым.
Лютера
вызвали в Рим на церковный суд, однако, чувствуя общественную
поддержку, он не поехал.
В 1519 г. в ходе диспута с представителями
католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса,
чешского реформатора. Лютера предают анафеме.
В 1520 г. он во дворе
университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой
глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К
христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело
всей нации - борьба с папским засильем.
Позднее, в 1520-1521 гг., с
изменением политической обстановки, его призывы становятся менее
радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу,
которая совместима с несвободой телесной.
Поддержку
Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 гг.
Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке
Вартбург. В это время он начинает переводить на родной язык Библию.
В
1525 г. Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню,
которая родила ему шестерых детей.
Следующий
период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой
радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний,
требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой
общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой
вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка,
музыки, системы образования.
Скончался Мартин Лютер в родном городе 18 февраля 1546 г.
Реформация как явление
В целом под Реформа́цией (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Комментариев нет:
Отправить комментарий